Рабочие вопросы:
- Проблема «удержания» длительной близости контактирующих людей.
- Личность индивидуума. Сенсорный голод.
- Понятие транзакции. Поведенческие схемы. Социальные игры.
- Ключевые установки успеха для персонального тренера фитнес – клуба.
Научись «читать» клиента.
Человеческие отношения всегда предполагают наличие взаимного интереса, суть которого - решение личных вопросов партнёрства. Степень взаимного интереса в интерпретации «получить – отдать», является основной целью развития межличностных отношений индивида и социума. К примеру, взаимный интерес партнёров фитнес-клуба: «… я пришёл к вам на тренировку, с целью получить… За это, я могу… (заплатить, предложить…). Или: «… я могу с вами работать, с целью научить (отдать)… готов вам предложить… и т.д.».
По мере развития дальнейших отношений, накапливая «информацию» друг о друге, партнёры по общению, постепенно переходят в разряд так называемой «индивидуальной» программы отношений. Существующая другая, «взаимообратная» сторона межличностных отношений в форме «претензии, конфликта, разлада, фиаско» - это так же решение личных вопросов индивида. Оба варианта отношений: выступают как «удаление», так называемого, «сенсорного голода», т.е. желание человека быть востребованным, признанным, иметь свободную возможность «творчески самовыражаться». Не стоит забывать, что социальное отторжение (непризнанность) индивида, или ещё хуже - его изоляция, приводит к неприятным психологическим проблемам: заниженной самооценки, депрессии, агрессивности.
Известно, что при длительной депрессии, иммунитет человека снижается приблизительно на 70 % , что отражается не только на эндокринной (гормональной) системе организма, в виде активизации гормонов стресса – «агрессивного» адреналина и «плаксивого» ацетилхолина, но и вызывает разнообразные психосоматические реакции: скачки давления, сердцебиение, поджелудочные колики, жалобы на упадок сил, тоску, невротические расстройства, гастриты, вегососудистую дисфункцию, авитаминоз. Психосоматические проявления визуально заметны и в осанке человека: опущенные плечи, втянутая шея, ощущения как бы «непосильного груза»… Основная причина таких состояний – это неумение расходовать и накапливать энергию. Ключом решения вопроса сохранения баланса физического и психического равновесия любого индивида – остаётся его целевая потребность в общении (контакте) с другими людьми.
Скучающий на тренировке клиент - первый предвестник расторжения отношений, а может быть профессиональное фиаско тренера?
Персональная тренировка – это, в первую очередь, обмен энергией. При этом, психические энергозатраты персонального тренера будут на порядок выше, чем физические затраты клиента. Работа тренера, как и «мастерство актёра», подразумевает 100% эмоциональную загруженность, где «лидерство» педагога прослеживается от старта до финиша персональной тренировки. Уметь сохранять эмоциональный запал, энергичность и внимательность к каждому последующему клиенту в течение всего рабочего дня – требует от персонального тренера наличие определённых знаний не только в специализированных предметах физической культуры и спорта, но и подготовки и опыта психолого – педагогической практики. Систематическое самообразование и личностный рост педагога является неотъемлемой частью рабочего профессионализма, требует высокой организации и любви к своей профессии. Длительность личных и социальных контактов на «территории фитнес - отношений» чаще спонтанны, чем упорядочены, и зависят от набора «поведенческих схем», соответствующих определённому состоянию сознания людей, в большей степени от личного состояния «Я» (связанная система чувств и образцов поведения). Внутренние эмоциональные переживания делают жизнь человека осмысленной и во многом определяют его поведение и поступки.
Определены два варианта самовыражения индивида:
- тематическая фантазия (мечта достигнуть чего - либо);
- непосредственно действие (практический процесс достижения, самореализация);
В ходе общения в самореализации проявляется уникальность личности, социальные сближения на основе интересов и общих ценностей, помогает индивиду выстроить «шкалу личностных потребностей», ориентируясь на контактирующих с ним людей. В воспитании культуры жизнедеятельности личности и его успешной социализации всегда немаловажную роль играл массовый спорт. Активный досуг, фитнес-тренировки, общение через «общество себе подобных», способны ориентировать человека на здоровый образ жизни, а физкультурно - оздоровительные занятия стать альтернативой сомнительным ценностям улицы.
Общение тренера фитнес-клуба с клиентом возлагает на него не только моральную, но и социальную ответственность. Умение и способность тренера сформировать у клиента спортивный вкус, привить физкультурные умения и навыки, ориентировать на ценности здорового образа жизни - первозадачи учителя, по обмену энергией.
Как мы общаемся?
ТРАНЗАКЦИЯ* — (лат. transactio - совершение, договор) сделка, соглашение, сопровождаемое взаимными уступками.
Клиент приходит в фитнес – клуб. Его встречает менеджер, охранник, персональный тренер. «Здравствуйте!» - протягивает руку охраннику. Ему ответно пожимают руку и отвечают: «Здравствуйте!». Только что люди произвели транзакцию.
Общение между людьми можно анализировать как цепочку транзакций. Начало коммуникации называется стимулом, ответ – реакцией. Таким образом, транзакцию можно определить как транзакционный стимул, плюс транзакционная реакция. Пока транзакции остаются параллельными, коммуникация может продолжаться бесконечно долго. Далее, переход отношений в разряд «социальной игры» - зависит от выстроенных сценариев и качественно проигранных ролей, взаимно устраивающих обоих партнёров. Например:
- Роль востребованного, любящего своё дело, тренера – его оппонент: роль послушного благодарного ученика. Взаимообратное: роль конфликтного клиента - роль недовольного тренера.
- Роли партнёров – единомышленников… Взаимообратное: роль разочаровавшихся друг в друге, несостоявшихся «бывших» партнёров.
Данные варианты «игр» всегда подчиняются социальным правилам. «Инструкции по применению» сформированы территориально, и признанные, как общепринятые нормы и правила. Пример: в каждом фитнес-клубе свои правила поведения, на улице и в общественном транспорте – другие, в театре, библиотеке, в офисе, в кафе – тоже отличаются…
Разберём практическое «социальное действия», на примере фитнес-клуба.
Визуально просматриваем чёткое распределение ролей участников транзакции - роль охранника, менеджера, директора, тренера, фитнес-консультанта, технического персонала, клиента и т. д... Насколько хорошо происходит проигрывание «роли» каждым контактором: плохое, или же наоборот, качественное, профессиональное?
Для каждого из субъектов, в данном социальном контакте, важно создание собственного имиджа («лица»). Например, интеллигентный комфортный клиент, или же скандальный клиент. Клиент – прогрессивный ученик, или клиент – случайный незаинтересованный человек…
Естественное оппонирование взаимообратных контактов (т.е. создание имиджа работников фитнес-клуба): профессионализм одних - на фоне неопытности и дилетантства других… Элегантность и подтянутость - против «расхлябанности» и неопрятности. Соблюдение субординации с клиентами определённой категории работников – и наоборот, панибратство у другой … Итог: общая цель всех участников транзакции: получить как можно больше удовлетворения от контакта в «социальном действии», общаясь (обмениваясь энергией) с остальными участниками.
В процессе транзакции возможен переход участников из состояний:
- Из состояния «организованный – повелевающий – контролирующий - лидер» (состояние А): проявление на практике: жёсткий контроль, давление, нападение, запрет, навязывание своей идеологии, принципов. Либо, крайность наоборот: вседозволенная свобода под покровительством…;
- Переход в – «независимый, эмоционально ровный, наблюдающий со стороны» (состояние Б): проявление на практике: анализ, расчёты, осмысление, необходим для выживания, как посредник между двумя крайними состояниями;
- Возможно в – «безответственный – доверчивый - незрелый» (состояние В);
Проявление в отношениях на практике: непослушание - творчество, наивность, замыкание - бунт, слёзы;
Задача участников: переход из состояний А или В, в состояние Б (подняться на уровень выше). Общение на уровне партнерства - возможно только в процессе обмена знаниями и привития потребности контактирующего с вами оппонента (индивида), в самостоятельности за счет овладения навыками в спортивной деятельности.Чтобы поднять на свой уровень оппонента, тренер должен прогрессировать сам, иначе, как только он будет не способен дать что-то новое, автоматически становится - не интересен. Необходим бесконечный взаимный прогресс в обмене энергией самовыражения.
- Чем «контактнее» партнёры – тем больше удовлетворения от общения они получают;
- Если субъект находиться в состоянии В - «незрелый»: оппоненту (тренеру) необходимо активизировать состояние «организованный» – А лидер;
- «Качественный» контакт между оппонентами в виде обмена информацией, знаниями и, в конечном счёте, получение результата «удовлетворение» - происходит лишь тогда, когда общение между ними происходит на уровне «независимый» «Б»;
Итог: суметь расположить к себе ученика на первом этапе отношений, не самая трудная задача для персонального тренера. Но и здесь, к сожалению, многие выбирают стиль панибратских отношений («свой парень»), выплёскивая на клиента не деловые отношения (разговоры на посторонние темы, подробности личной жизни, неделовая обстановка, несоответствующий стиль поведения, внешний вид и манеры персонального тренера).
Первые контакты уже дают взаимные «установки», так называемая «притирка», обозначение личных ценностей, нахождение «стиля отношений», завоевание лидерства между партнёрами. Будьте готовы контактировать с категорией «энергетический вампир». Такой человек ставит своей целью «забор вашей эмоциональной энергии». Он технично уводит от целей и задач тренерской – педагогической практики, желая разговаривать на темы «сугубо личные», обесценивая ваш труд и рабочее время. Обязательное «отсутствие результатов» вашей тренерской работы будет - ;алиби его ухода. Печально наблюдать, когда клиент «перетягивая канат» на свою сторону, навязывая тренеру свои нецелевые для тренировки идеи, в том числе - настроение, эмоции (часто, не всегда положительные). Отношение со стороны клиента: «я тебе заплатил – поэтому мои желания и правила приоритетны …» - неприемлемы, ввиду, изначального отсутствия идеологического старта: «я пришёл получить знания…. Такая ситуация может возникать только по вине тренера, отсутствие личного кредо, профессионального лица и наработанного имиджа – нулевая перспектива даже для самого нетребовательного клиента.
Оказание услуги «персональная тренировка» подразумевает: не навреди, не разочаруй, научи новому, мотивируй на результат, подними на уровень выше… Именно поэтому, тренер должен быть - опытным спортсменом, талантливым педагогом, немного психологом, самодостаточным в личном плане человеком, свободным от желания «привязать» к себе клиента. Установка «научи и отпусти» - единственная возможность взаимного прогресса дальнейшей работы, перспективой которой является обоюдный прогресс взаимообмена знаниями и творческой энергией.
Отрицательные эмоции (в виде претензии, скрытой обиды, неудовлетворённости) любого участника контактирующих сторон «тренер – ученик», неосознанно выдвигает на первый план состояние (А) либо (В). Это, реально ломает ваше «объективное» восприятие ситуации и, заменяет его на «субъективное», вмешивая в общение с людьми ваше ЭГО. Например, тренер эмоционально реагирует на поведение клиента… (независимо от того, испытывает он положительные или отрицательные эмоции) – происходит автоматический переход в состояние (А) или (В). Независимое состояние (Б) – единственный приемлемый вариант прогресса общения и ученика и педагога, приводящий к результату «удовлетворение», и реальная возможность для обоих оппонентов найти форму своего духовного и физического совершенства.
Ключевые установки для педагога:
- оставаясь самим собой, суметь доработать и улучшить полученные и накопленные знания;
- если чувствуешь усталость и «застой», увеличивай зоны действия: проигрывай другие «роли» в сфере фитнес-технологий. Будь разным, интересуйся многим, расширяй интересы и увлечения;
- стаж и особенно возраст тренера, это ваше «золотое время» – когда ты «умеешь», владея знаниями, превратить свою работу в удовольствие, наслаждение;
- будь свободным в педагогическом творчестве: однотипность в рабочем стиле убивает интерес ученика; и, останавливает ваш совместный прогресс;
Личностные установки:
- не привязывайся к плодам своего труда;
- будь готов всегда начать с начала;
- не проси взамен похвалы, не жди благодарности, не ощущай себя «Великим»;
- если ощущаешь в вышесказанном потребность: значит, ты «не самодостаточен»;
- единственный путь: смирение гордыни и личностный рост;
- твои друзья: книги и умение «слушать»;
«Ученики приходят - чтобы «забрать». Учитель принимает ученика: чтобы «отдать»». Ученики – прекрасный материал для творчества и развития самого учителя. У каждого из нас свои параметры возможностей. Интуитивно люди чувствуют «мастера», а педагог, наблюдая работу ученика, видит, что реально можно сделать из ученика. Это и есть «Работа по взаимному обмену энергии».
(*ТРАНЗАКЦИЯ — (лат. transactio - совершение, договор) сделка, соглашение, сопровождаемое взаимными уступками. Транзакция - есть единица социального действия).